Всё началось в далёком 1977 году. В процессе разработки по заказу вооружённых сил ФРГ вездехода Volkswagen Iltis группа молодых амбициозных инженеров Audi задумала проект мощного полноприводного спортивного автомобиля со сниженным центром тяжести и короткими свесами.

В сентябре 1977 года первый прототип под названием Allrad A1 (заводской код EA262), созданный на базе двухдверной модификации Audi 80, уже вовсю наматывал километры испытаний, демонстрируя отличные показатели динамики, курсовой устойчивости и проходимости. Но сделан он был на страх и риск его создателей – инженеров-энтузиастов
Демарш энтузиастов

1977
Чтобы убедить руководство концерна в перспективности проекта, инженеры Фердинанд Пиех и Йорг Бензингер решают продемонстрировать им возможности построенного ими прототипа на перевале Туррахер Хое в Альпах. «Обутый» в летнюю резину автомобиль с лёгкостью взбирается на покрытый льдом и снегом, неприступный для обычных машин подъём крутизной 33 процента.
Первый опыт

1978
Следующий прототип, Allrad A2, созданный в 1978 году, выглядел уже иначе, ведь в качестве «донора» был выбран четырёхдверный седан Audi 80 B2 (позже полноприводные B2 поступили в продажу). Эту машину обкатывали в более реальных условиях. К примеру, Эрнст Фиала, член совета директоров концерна Volkswagen, взял опытный экземпляр на неделю в личное пользование и отдал жене. После пары дней за рулём дама пожаловалась на «скачки и дёргание автомобиля при парковке». Инженерам пришлось подумать над улучшением потребительских качеств для езды по городу при сохранении внедорожных способностей. От Фиалы пришла рекомендация установить на автомобиль межосевой дифференциал.
Полный привод Audi становится серийным

1978
Однако смелый проект Ur-quattro (Ur – «изначальный») всё равно мог отправиться в архив, если бы Международная федерация автоспорта FIA в начале 1979 года не изменила регламент проведения ралли. В правилах прописали возможность участия в гонках полноприводных машин. Это подстегнуло Бензингера сделать автомобиль, который призван защищать честь марки Audi во всех чемпионатах. Новый образец решили построить в виде двухдверного четырёхместного купе. В том же 1979 году провели ходовые испытания прототипа Allrad A3, максимально приближённого к серийной модели.

Но если с трансмиссией всё было понятно, то двигатель еще предстояло подобрать. Инженеры сделали ставку на 5-цилиндровый 10-клапанный турбомотор, который вполне успешно показал себя на Audi 200 и имел запас для увеличения мощности.

Так рождалась легенда

1979
После того как все испытания были с успехом завершены, 3 марта 1980 года автомобиль представили публике на Международном автосалоне в Женеве. Перед этим, дабы поднять интерес к Ur-quattro, ответственным инженерам поставили задачу в кратчайшие сроки довести отдачу двигателя до 200 сил. Сработало, ведь теперь купе преодолевало рубеж в 100 км/ч всего за 7,1 секунды, развивая максимальную скорость почти 220 км/ч. В конце 1970-х годов это были исключительные показатели для автомобиля подобного класса и размера. Первые тест-драйвы репортёров именитых изданий Европы сразу же возвели новинку в ранг настоящих спорткаров. Журналисты отмечали потрясающую сбалансированность автомобиля, который одновременно может показать очень достойное время на гоночной трассе (особое внимание уделялось тому, что он способен это проделать при любой погоде) и вполне комфортно отвезти владельца за покупками в магазин.
Первый quattro

1980
Мишель Мутон на Audi quattro стала первой женщиной, победившей в гонках чемпионата мира по ралли.
Настает время сенсаций
1981
Последующие события показали, что успех Мишель Мутон не был случайностью. В 1982 году Audi выигрывает чемпионат мира по ралли в зачете производителей, а в 1983-м финский пилот Ханну Миккола завоевывает личный титул.

На рынке «гражданских» автомобилей в декабре 1982 года дебютировал Audi 80 quattro – первый крупносерийный легковой автомобиль с постоянным полным приводом.
Ни года без триумфа

1982
В 1984 году на гоночные трассы вышел обновлённый раллийный вариант Sport quattro. От предшественника автомобиль отличался как изменившимся внешним видом, так и техническим оснащением. Купе стало короче на целых 32 см, была оптимизирована конструкция кузова (вплоть до наклона ветрового стекла), до 1100 кг снижена масса. Мощность 5-цилиндрового двигателя довели до 450 сил при 7500 об/мин. Именно Sport quattro стал основой для создания сверхмощного раллийного болида Audi Sport quattro S1.

На модели был дважды подряд (в 1983 и 1984 годах) выигран мировой раллийный чемпионат в личном зачёте, а в 1984-м – и в зачёте производителей.
Ur-quattro – автомобиль чемпионов

1984
С укреплением позиций марки на рынке растут и требования клиентов. Audi принимает решение о выпуске второго поколения quattro. Основой привода стал компактный и надежный дифференциал Torsen. Установленный между осями, он обеспечивал автоматическое плавное и практически мгновенное перераспределение крутящего момента, в зависимости от состояния дорожного покрытия.

В сентябре 1986-го было представлено очередное поколение Audi 80 (B3), а также новый седан Audi 100, оснащенные этой трансмиссией. Преимущество полного привода иллюстрирует снятый тогда же рекламный ролик: поднимающийся по трамплину Audi 100 quattro. Это происходило в местечке Кайпола в Финляндии, на трамплине с углом наклона 37,5 градуса. В то время совершить такое не был способен ни один другой серийный автомобиль. Спортсмен-раллист Харальд Демут въехал на трамплин, а превосходство quattro прочно утвердилось в сознании целого поколения. В 2005 году, по случаю 25-летненго юбилея привода, серийный Audi A6 quattro повторил этот зрелищный подъем.
quattro: к новым вершинам

1986
Третий раз подряд Audi выигрывает Pikes Peak – легендарную гонку по скоростному подъёму на вершину холма. За рулём Sport quattro S1 выступал Вальтер Рёрль, установивший новый рекорд трассы.
Первые в гонке к облакам

1987
В 1988 году на Международном автосалоне в Париже дебютировал роскошный седан V8, который впервые в истории Audi получил сочетание 8-цилиндрового V-образного двигателя, автоматической коробки передач и полного привода quattro. Автомобиль оснащали моторами рабочим объёмом 3,6 и 4,2 л мощностью 250 и 280 л. с. соответственно. Audi V8 получил прекрасную шумоизоляцию, а также комфортабельный и стильный салон.

Прорыв в высший свет

1988
Audi Avus quattro – эффектный концептуальный суперкар, представленный маркой на Международном автосалоне в Токио в 1991 году. Прототип демонстрировал преимущества полностью алюминиевой архитектуры кузова, которая через три года была реализована на серийной представительской модели A8.
Avus quattro оснащён 6-литровым 60-клапанным двигателем W12 мощностью 509 л. с. Сейчас автомобиль экспонируется в заводском музее Audi в Ингольштадте.
quattro вдохновляет инженерную фантазию

1991
Полный привод quattro – сердце спортивных версий серийных Audi.
Рождение легенды произошло в 1994 году, когда на рынок вышел Audi RS 2 Avant quattro (315 л. с.), первенец самых быстрых и мощных Audi серии RS.
Спортивный автомобиль на платформе Audi 80 (B4) совместной разработки AUDI AG и Porsche собирали на заводе в Цуффенхаузене.
В феврале 2018 года в честь Audi RS 2 Avant тиражом 150 единиц была выпущена специальная серия Audi RS 6 Avant под названием Nogaro Edition.
S/RS: quattro – всегда

1994
1996-й стал для марки самым успешным годом в туринговых гонках. Болид A4 quattro Supertouring с двухлитровым четырёхцилиндровым двигателем мощностью 296 л. с. получился ультрасовременным гоночным автомобилем. Водительское кресло было смещено назад, шестиступенчатая коробка передач отличалась плавным переключением, форма кузова была доведена до совершенства в ходе трудоёмких испытаний в аэродинамической трубе.

A4 quattro Supertouring участвовал в семи национальных чемпионатах на трёх континентах: в Германии, Великобритании, Италии, Испании, Бельгии, Южной Африке и Австралии. И победил во всех семи. В немецкой серии STC, где в жёсткое соперничество вступили восемь марок, победу завоевал Эммануэль Пирро, а его коллега Франк Биела стал лидером в Великобритании. Двумя годами позже Европейский гоночный комитет ограничил использование полного привода в туринге: превосходство моделей со всеми ведущими колёсами было слишком очевидным.
Новые горизонты в спорте

1996
В 1999 году на смену Audi RS 2 Avant пришёл RS 4 Avant, который по примеру предшественника был доступен исключительно в кузове универсал. Спортивную модель с двигателем мощностью 381 л. с. продавали в большинстве стран Европы, на некоторых рынках Азии и Латинской Америки.
Полный привод quattro на основе муфты Haldex появился на моделях марки с поперечным расположением двигателя – хетчбэках A3 и A3 Sportback, а также на признанном к тому моменту «иконой стиля» купе Audi TT.
Серийные Audi ― еще мощнее и динамичнее

1999
В 2000 году на автосалоне в Женеве представлен Audi Allroad – универсал повышенной проходимости, построенный на усовершенствованной платформе Audi A6 Avant.
Allroad комплектовался постоянным полным приводом quattro уже в базовой комплектации, а кроме того – защитным обвесом кузова и пневматической подвеской, способной регулировать клиренс в диапазоне 142–208 мм. Водитель мог выбрать одно из четырёх положений кузова, но при этом с ростом скорости дорожный просвет автоматически уменьшался для снижения сопротивления воздуху и повышения устойчивости.

quattro создает новый класс автомобилей

2000
В 2005 году был представлен первый внедорожник марки – Audi Q7 с системой постоянного полного привода quattro, шестиступенчатой автоматической коробкой передач, пневматической подвеской, множеством электронных ассистентов водителя и функций активной безопасности.

Первый внедорожник Audi? Конечно, с quattro!

2005
В 2006 году Audi представила двухместный суперкар R8 с центральным расположением двигателя. Построенная в сотрудничестве с принадлежащей AUDI AG маркой Lamborghini модель отличалась алюминиевым кузовом и полным приводом quattro. Кроме того, R8 – первый в мире серийный автомобиль с полностью светодиодными фарами.
Новый образ quattro ― теперь и суперкар

2006
Кроссовер Audi Q5 дебютировал на европейском рынке осенью 2008 года. Первоначально линейка двигателей включала одну бензиновую и две дизельные модификации. Двухлитровый бензиновый мотор с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом развивал 211 л. с., турбодизель аналогичного рабочего объёма выдавал 170 л. с., а шестицилиндровый вариант 3.0 TDI – 240 л. с.
На Q5 дебютировала новая разработка инженеров Audi – 7-ступенчатая роботизированная коробка передач S tronic, предназначенная для передачи крутящего момента до 600 Нм.

Расширение линейки SUV

2008
Премьера третьего поколения флагмана марки Audi – седана А8 – состоялась в конце 2009 года в США на выставке Design Miami.

Дебют очередного A8 стал важным событием в мире автомобильного дизайна. Увеличившаяся колёсная база, короткие передний и задний свесы, эффектная линия крыши – всё подчеркивало спортивный характер новой модели. В третьем поколении представительский седан получил такие функции, как полностью светодиодные фары, MMI с сенсорной панелью и возможностью распознавания рукописного текста, комплекс средств защиты при ДТП, а также широкополосный доступ в интернет.
Автомобиль оснащали мощными (от 204 до 500 л. с.) двигателями, усовершенствованной коробкой передач tiptronic и полным приводом quattro. В 2010 году свет увидела концептуальная гибридная модификация Audi A8.
Новое роскошное исполнение quattro

2009
Премьера Audi RS 5 состоялась в марте 2010 года на автосалоне в Женеве.

Элегантное купе получило 4,2-литровый двигатель V8 с впечатляющей отдачей 450 л. с. Впервые в системе постоянного полного привода quattro межосевой дифференциал Torsen заменён на новое, более лёгкое, самоблокирующееся устройство с коронными шестернями.
Ещё мощнее, ещё эффективнее

2010
Вместе с моделью Audi A4 allroad дебютирует и новый интеллектуальный полный привод quattro ultra.
Система Audi quattro ultra большую часть времени обеспечивает экономичную езду на переднем приводе. При этом блок управления каждые 10 миллисекунд получает и анализирует множество параметров, среди которых угол поворота руля, продольное и поперечное ускорения, выдаваемая двигателем тяга и даже температура окружающего воздуха. На основе этих данных электроника управляет двумя муфтами подключения задних колёс, задействуя полный привод в тех ситуациях, когда он действительно необходим.
Новое поколение легенды: quattro ultra

2016
Впервые концепт-кар Audi e-tron quattro представили на Международном автосалоне во Франкфурте в 2015 году. Сейчас к выходу на российский рынок готовится серийный кроссовер e-tron, в котором технологии полного привода получили дальнейшее развитие.
quattro смотрит в будущее

2019
Карта моделей и quattro
Городские седаны
Кроссоверы и внедорожники
Экспрессивный дизайн, прогрессивные технологии и искусство соответствия высочайшим требованиям — новый Audi Q8 объединяет в себе все характерные черты марки.
Audi Q8

Безупречное сочетание формы и функции. Audi TT покоряет не только тех, кто отдает предпочтение дизайну, но и тех, кто страстно любит спортивные автомобили.

Audi TT


Каким бывает quattro:
Конструктивные решения

Тип 1A. Электронно управляемая многодисковая фрикционная муфта

Силовая установка: поперечное расположение
Исходное распределение крутящего момента по осям регулируется электроникой

Многодисковая фрикционная муфта





Тип 1Б. Электронно управляемая многодисковая фрикционная муфта
Силовая установка: среднемоторная компоновка (продольное расположение)

Исходное распределение крутящего момента по осям регулируется электроникой


Акцент на заднюю ось
Многодисковая фрикционная муфта




Тип 2. Самоблокирующийся межосевой дифференциал/quattro
Силовая установка: продольное расположение
Исходное распределение крутящего момента по осям:
40:60

Асимметричное распределение крутящего момента




Тип 3. Электромеханическая многодисковая муфта/quattro ultra
Силовая установка: продольное расположение
Исходное распределение крутящего момента по осям регулируется электроникой

Асимметричное распределение крутящего момента
Многодисковая муфта на 4- и 6-цилиндровых моторах и S tronic